Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Categories:

Дворецкий (The Butler) (2013)

Для меня "Дворецкий" - это прежде всего история маленького человека. Такой характер, - робкий, погруженный глубоко в себя, желающий услужить, - очень любила показать именно русская литература. Тем забавнее совпадение, что картина поставлена по заметке в Washington Post, и что одно из хрестоматийных произведений русской литературы - "Преступление и наказание" - тоже основано на заметке в газете. Настоящий художник способен из маленькой статьи извлечь все необходимые компоненты, чтобы добиться своей основной цели - и через глубокое обобщение показать философскую историю нравственного падения, или, как в случае, с "Дворецким" - историю целой страны, преодолевающей позорные страницы сегрегации и расового неравенства.



Перевод названия не слишком точен. В русской истории "дворецкий" - тот, кто открывает двери. Что касается главного героя картины, то ему больше подойдет определение "лакей". Правда, оно приобрело презрительный оттенок в советское время, но в данном случае лучше всего отражает суть профессии. Он тот, кто наливает чай и подает еду на сервировочном подносе. Пусть работает он на самом верху, в Белом доме, и является лакеем при первых лицах государства (пережив на этом посту 8 администраций), он все равно по сути остается "домашним негром" - так его называли в детстве, когда учили прислуживать в доме для белых.

Конфликт "дворецкого" Сессила и его старшего сына Луиса является определяющим для рассказанной в фильме истории. Луис проходит все стадии борца за гражданские свободы американских негров (не зря в СССР говорили, что в США негров притесняют - это правда) - начиная со студенческого движения, он выступает против сегрегации, занимая места для белых, он же - один из пассажиров знаменитого "автобуса свободы", который был сожжен Ку-клукс-кланом, сторонник Мартина Лютера Кинга, и даже, на краткое время, активист "Черных пантер". Сессил не понимает сына, пытается его усмирить - тот проводит время по тюрьмам, но не отступает с однажды избранного пути. И лишь в самом конце жизни маленький "дворецкий" осознает, что его сын - на самом деле, герой, которому страна с ее новыми свободами обязана очень многим.



Президентов в этом фильме играют великолепные белые актеры: Джон Кьюсак (временами похожий на клоуна Никсон), Алан Рикман (веселый и противоречивый Рейган), Лив Шрайбер (Линдон Джонсон, произносящий без стеснения с экрана слово "ниггер"), Робин Уильямс (задумчивый Эйзенхауэр), Джеймс Марсден (обаятельный и открытый). Парочку Бушей режиссер решил в фильме вообще не показывать. То ли потому, что к тому времени Сессил уже не работал в Белом доме. То ли потому, что Буши не вызывают у него никаких теплых чувств.

Зато приход Барака Обамы в картине приветствуется как окончательная победа над расовой несправедливостью, этой до сих пор кровоточащей раны Америки. Не случайно Обама, когда смотрел этот фильм, прослезился - по его собственному признанию. Когда тебе поют такой панегрик, когда видишь, как тебя поддерживает "простой народ", поневоле пустишь слезу. А потом будешь рассказывать, что это "ветер" виноват. Ну вы поняли еще одну аналогию...

8 из 10

Зеркало: http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1968315/
Tags: the butler, Дворецкий, кино
Subscribe
Buy for 100 tokens
Оказывается, во Франции больной вирусом иммунодефицита художник Павленский заимел подругу, которую зовет "гражданской женой". Прежнюю давно отправил в утиль. А новая - молодая, но очень психованная. Местная полиция окрестила ее "сумасшедшей бабой" (пишет Le Parisien) после того, как она дала…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments