Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Category:

Советник (The Counselor) (2013)



Вчера посмотрел кино великого режиссера Ридли Скотта "Советник", про которое говорят, что оно "не для всех". Я не люблю "фильмы не для всех". Потому что, как правило, таким кино называют кино, которое вообще ни для кого - снято, чтобы потешить свои режиссерские амбиции, а потом сидит такой "умный" дядя в кресле - и объявляет всех дураками, потому что его де "не поняли". И те, кто не хотят показаться дураками, отчаянно подыгрывают дяде и ищут смысл в его авторском творении, обычно находят в нем "притчевость" - и наделают фильм такими смыслами, которых в нем точно нет и не предполагалось. Но не такой человек Ридли Скотт, чтобы изображать из себя высоколобого сноба - он куда умнее и талантливее, хоть и стареет.

С "Советником", мне представляется, все довольно просто. Это промах. Промах великого режиссера. Со всяким может случиться. Тем более, у Ридли Скотта, как вы помните, не так давно погиб брат, с которым они много вместе работали - покончил жизнь самоубийством. Все это стало поводом для глубоких раздумий Ридли, ему захотелось снять что-то менее динамичное и более рассудительное, под настроение - вот и поучился "Советник".



Кино не получилось еще и по другой причине - Ридли Скотт попытался сыграть на стыке жанров - криминальный триллер и драма. В результате, не имеем ни драмы, ни триллера, ни даже сколько-нибудь внятной концовки. Неправильно во всем обвинять сценариста - Скотт режиссер такого уровня, что сам отбирает сценарии и тщательно прорабатывает со сценаристом детали, даже во время работы над фильмом, он может поменять ту или иную сцену - так что слагать с него вину за неудачу и перекладывать ее на плечи неумелого сценариста просто нечестно. Кормак МакКарти, между прочим, автор такой гениальной пьесы и фильма как "Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» - так что совсем бездарным его тоже не назовешь. Хотя пишет он почему-то очень мало и, судя по всему, тяжело.

Я смотрел "удлиненную" "режиссерскую" версию фильма - там, где вырезанные сцены озвучены субтитрами. Их наличие сделало фильм еще более затянутым и еще более беспомощным. Если бы не описание сюжета, то я, наверное, и вовсе не понял бы, что происходит на экране, и что пытается "замутить" этот самый "Советник" в блистательном исполнении Майкла Фассбиндера (люблю этого модного актера). Явно он хочет сделать что-то противозаконное, в чем ему помогают два его приятеля (Хавьер Бардем и Брэд Питт), это что-то связанное с Мексикой, но очень смутное. Наркотики, что ли, через границу перевезти? Но почему он? И причем тут, вообще, он?..

Сценарный замысел, на самом деле, простой и понятный. Он про мир криминала, в который ни в коем случае нельзя влезать. Потому что, стоит там оказаться - жизнь твоя не будет стоить ни гроша, твоих друзей убьют, и твою девушку тоже, а самому тебе останется только ждать смерти в каком-нибудь заплеванном отеле. Потому что это такой мир, очень жестокий мир. А тебе следовало жить в своем мире, и не искать на свою задницу приключений. Собственно, эту мысль один из боссов картеля ближе к финалу проговаривает для всех, кто умеет слушать.

Конечно, Фассбиндер молодец. Осознав, что он натворил, и что пути назад нет - он начинает тяжко страдать по своей утраченной жизни, лить слезы, напиваться и готовиться к смерти. В этом и заключается драма. Триллера, как я уже упоминал, в картине нет. Динамика нулевая.



Самое печальное, что нет и сюжета. Завязка и идея имеются. А сюжета как такового нет. Потому что Ридли Скотт решил, что на этот раз он пойдет другим путем - и заполнит лакуны от начала до идейного завершения фильма философским содержанием, передаст через него психологию героев - ведь в этой картине она для него важнее всего. Поэтому все герои фильма постоянно болтают. Темы их разговоров - несовершенство алмазов, секс во всех его проявлениях, забавные случаи с этим самым сексом связанные, пожалуй, с сексом даже явный перебор (словно два похотливых старика Скотт и Маккарти - заигрались), и главное - страшные истории о том, что наркокартель сможет сделать с теми, кто его подведет (часть этих рассказов потом реализуется на друзьях "Советника"). Философия дешевая, кухонная, даже история старого ювелира о том, что западная цивилизация похитила у евреев бога ("разве тот самый западный Бог не мой дядя Хаим?", - вопрошает он, сильно меня насмешив) - весьма спорная. В общем, действие подменяется диалогами, и это плохо, очень плохо - особенно, когда диалоги написаны не очень хорошо.

Короче говоря, Ридли Скотт снял страшилку для офисных клерков и менеджеров среднего звена с заведомым предупреждением - никогда не лезьте в криминал, там проливается настоящая кровь, там страшно и больно. Некоторые клерки и менеджеры не испугались, но почувствовали себя дураками, а это весьма неприятное ощущение, поэтому они объявили, что Ридли сделал "фильм не для всех" - и наделили картину самыми разными хвалебными эпитетами. Даже удивительно, как дураков просто обмануть. А фильм прост - очень прост - это никакой не паззл, не головоломка для интеллектуалов, обыкновенная неудачная попытка скрестить жанры.

3 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1974338/
Tags: the counselor, Советник, кино
Subscribe
promo rovego 04:00, tuesday 57
Buy for 100 tokens
Говорят, что последними перестанут носить маски некрасивые девушки. А мне кажется, что я. Пионерский галстук, кстати, когда их все снимали, я тоже снял последним. Надо мной смеялись, спрашивали: "Зачем таскаешь на шее эту красную тряпку?!" Такие времена интересные наступали - советское стало…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments