Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Categories:

"Дитя" ("L'enfant") (2005)



Братья Дарденн - классики бельгийского кинематографа, чаще других среди бельгийцев получающие фестивальные награды. И во многом благодаря "Золотой пальмовой ветви" 2005 года за фильм "Дитя" они и стали считаться классиками. Несмотря на то, что картина не новая, я добрался до нее только сейчас. "Фестивальное кино", как известно, отнюдь не означает гарантию качества фильма, и даже главный приз вовсе не говорит о том, что перед нами смотрибельная вещь. Все зависит от того, кто заседает в жюри в этом году, и какой у него вкус. В 2005 году бал правили реалисты, и награду соответственно получили реалисты.

Уже в названии картины скрыт двойной смысл, потому что по ходу просмотра не ясно становится, кто имеется в виду - главный герой по имени Бруно, который ведет себя как великовозрастное "дитя", или же его только что родившийся сын. По стилистике картина напомнила мне "На последнем дыхании" Жан-Люка Годара с молодым Бельмондо в главной роли. Даже типажи актеров похожи. Герой точно так же катится в пропасть, только все, что он делает - куда меньше и незначительнее, куда проще и подлее. Братья Дарденн словно разрушают ставший классическим образ - превращая "героя" в "антигероя" - уличного воришку, попрошайку, мелкого жулика, который не работает "потому что работают только дураки". Бруно так же, как и герой Годара, немедленно осуществляет все, что придет в его дурную голову - немедленно, не задумываясь о последствиях. Вдруг решает, что продать ребенка - неплохая идея, а потом заявляет своей подруге Соне: "Не понимаю, что я такого натворил? Я думал, мы нового сделаем". И зритель понимает: если у Сони есть шанс вырасти - и стать нормальным человеком, то рядом с "антигероем" Бруно она сама делается "антигероиней" - и катится в пропасть.

И все же, между нашими "антигероями" прекрасная юная любовь, они - ангелы без крыльев и с надеждой, что когда-то все изменится, и сложно смотреть без улыбки, как они просто дурачатся, брызгаются водой, толкают друг дружку. При этом зритель ощущает в каждом жесте пронзительное предчувствие беды.

Фильм несомненно получился. "Дитя" заслужил свою "Пальмовую ветвь". Это очень простое, пронизывающее зрелище - о юной беспечности и резкой утрате безмятежности, когда выясняется, что окружающий мир жесток - если ты живешь, не соблюдая никакие общественные правила.

7 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1977670/

Tags: l'enfant, Дитя, кино
Subscribe
Buy for 100 tokens
Как же некрасиво с умершим отцом сводить счеты. Не любил создатель Чебурашки Эдуард Успенский детей. Не мог он их любить. Потому что сам был большим ребенком, говорят его близкие друзья. Они даже на него не обижались. Склочником был, лез в драку, мог оскорбить ни за что - назвать стукачом КГБ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments