?

Log in

No account? Create an account

rovego

Записки жизнерадостного пессимиста

Люди без чувства юмора здесь не выживают


Previous Entry Share Next Entry
rovego

"На цепи" ("Chained") (2011)



Этот фильм выполнил свое основное предназначение - он меня напугал. По-настоящему. Притом, что фильмы про маньяков обычно у меня не вызывают страха. Скорее, тошнотворный инстинкт. Но тут режиссер постарался создать не только гнетущую атмосферу, свойственную подобным фильмам, но и показать всё происходящее в реалистичной и весьма обыденной манере - как будто эта история происходит здесь и сейчас. Ко всему прочему, фильм - шедеврально психологичен. Он изучает не только внутренний мир больного серийного убийцы, но и рассудочное поведение его главной жертвы - мальчика, которому он дал прозвище Кролик. Главный вопрос, который ставит перед нами это кино, можно ли сохранить здравый рассудок, проведя огромную часть жизни, весь период взросления, в кровавом аду?..

Фильм начинается тоже буднично. Мама и мальчик идут в кино. Папа дает им денег, чтобы не ехали на общественном транспорте, в возвращались домой на такси. Веселые после фильма, они ловят первую попавшуюся машину с шашечками. Такси едет куда-то не туда. Мама начинает нервничать, сначала просто задавать вопросы, потом кричать. Ребенок тоже плачет от страха. Машина сворачивает на проселочную дорогу, потом направляется на одинокую ферму, заезжает в гараж, дверь гаража автоматически закрывается, отрезая их от внешнего мира. Так же буднично и спокойно толстый, здоровенный водитель начинает вынимать брыкающуюся и орущую женщину с заднего сиденья, затем тащит ее из гаража в дом. Мальчик замирает от страха. Следует истошный крик матери, которую явно убивают... Все последующие годы мальчику предстоит прожить на цепи, наблюдать, как действует убийца, как привозит все новые жертвы, насилует их, режет мясницким ножом и закапывает в подвале. Кролик станет питаться объедками с его стола, подклеивать в специальный альбом статьи об исчезновении женщин, помогать зарывать трупы. А убийца постепенно начнет видеть в нем "сына" и, конечно, единомышленника. Он захочет, чтобы мальчик тоже вышел "на охоту".



Винсент д'Онофрио не в первый раз играет маньяка. Помнится, он исполнил аналогичную роль еще в картине "Клетка" 2000 года. Да и потом несколько раз возвращался к образу человека с мозгами набекрень. Но на этот раз он, пожалуй, наиболее убедителен. Он играет не человека, а демона в человеческом обличье, потому что мы видим его преимущественно глазами Кролика. Он неимоверно силен и зол. Кажется, справиться с ним невозможно - и ни один колюще-режущий предмет не поможет перепилить эту мощную шею, пробить этот огромный живот. Кролик вырос в атмосфере страха, и зритель с сожалением понимает, что он никогда не решится выступить против своего мучителя - наоборот, все указывает на то, что он и сам превратится в его подобие. Эта загадка - кем станет Кролик - в конце концов разрешится... Но концовка фильма, увы, шита белыми нитками. Такое ощущение, что режиссер сама не знала, чем закончить фильм - отсюда эта сюжетная беспомощность, которая все портит, разрушает целостность картины. Я как всегда обойдусь без спойлеров, чтобы не портить вам впечатление.



Второй минус - несмотря на атмосферность, очень ощущается дешевизна фильм. Ему не хватает вспомогательных персонажей. В результате, фильм очень камерный, без размаха. К тому же, почти все действие происходит в замкнутом пространстве дома, что, как мне кажется, недостаток картины. Из него могла бы получится неплохая пьеса, наверное.

Пару слов о режиссере. Дженнифер Чэмберс Линч - дочь Дэвида Линча. Поэтому логично, что критика пытается сравнивать ее работы с работами именитого отца. Мнения при этом полярные. Одни говорят, что Дженнифер отцу подражает, и подражает неудачно. Другие - что ничего общего с картинами Линча нет, и это плохо. У меня третье мнение, как обычно - Дженнифер Чэмберс Линч ничем своему отцу не подражает, ничего общего с картинами Линача в ее фильмах нет, и это большой плюс. Она - самобытный художник, и идет своей дорогой. Хотя, конечно, выбор тем наводит на мысли, что детство у нее было не совсем нормальным - учитывая некоторую сдвинутость папаши, которую он активно культивирует сам, шокируя публику подробностями своих увлечений в многочисленных интервью (например, фотографирование ампутированных конечностей, которые он находит крайне загадочными). С другой стороны, женщины снимают отличные военные драмы, которые получают "Оскар" (Кэтрин Бигелоу, "Цель номер один"). Почему бы женщинам не снимать картины о серийных маньяках?

В общем, очень неплохой и очень психологически тонкий фильм о маньяке и его жертве. Посмотреть, я считаю, стоит.

6 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1992338/


Buy for 100 tokens
В США в голову никому не придет защищать банк, где лежат застрахованные деньги. У нас шесть человек нападают на вооруженного обрезом грабителя, не давая ему осуществить задуманное. Остоим любимый банк ценой собственной жизни. Это не героизм - это вопиющая тупость. Виталий Дикушин в Ебурге…

  • 1
Смотрела, понравилось. Жуткая атмосфера достигается именно за счёт камерности.

Ну, может быть, такая психологическая дуэль в замкнутом пространстве. Сильный фильм. :)

прочитал, волосы дыбом
люди, как вы это смотрите? что вы тут хотите понять? вам скучно?
по-моему подобные фильмы наоборот моделируют жуткую реальность

Вчера хотелось попугаться. :))

Винсент д'Онофрио, мне помнится, снялся у Кубрика в "Цельнометаллическом жилете" и там тоже поехал мозгами совсем. Роль в первой части фильма центральная и абсолютно пронзительная. Бешеный концентрированный кубриковский гротеск. Согласно Википедии - это второй его фильм (Винсента), 1987 г, и первая серьезная роль. Смотреть обязательно!

Смотрел, конечно. Отличный фильм. Хотя Кубрик мне нравится далеко не весь. Но этот фильм очень хорош. Совершенно не запомнил там Винсента, увы... Но интересно, что он уже тогда оттачивал экранного психопата. :)

"Почему бы женщинам не снимать картины о серийных маньяках?"
Тем более с точки зрения жертвы.

Спасибо за отзыв.

Я бы не сказал, что с точки зрения жертвы. Кто-нибудь, уверен, примерит на себя личность героя д'Онофрио - и получит удовольствие, смакуя детали. Знаю таких киноманов - любителей кино о маньяках. Им очень нравится сериал "Ганнибал", например. :)

Знаю я один женский киноклуб поклонниц ужастиков и всякой мистики )))
с жертвами там мало кто себя сравнивает.


ну как же, это тот самый жирный новобранец морпех, который кончил капрала и себя.

Плохо фильм помню. Надо будет пересмотреть. ;)

Спасибо. Посмотрю.

До сих пор помню "Твин Пикс". поэтому о папином творчестве понятие имею. Про дочь читала, но этот фильм смотреть точно не буду.

  • 1