Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Categories:

Убей своих любимых (Kill Your Darlings) (2013)



Режиссеру-дебютанту досталась очень благодатная тема, и он с ней не справился, начисто провалив экзамен. Отдельной "двойки" Джон Крокидас заслуживает за сценарий - над ним он тоже потрудился сам, хотя и не один, а вместе с еще одним новичком по имени Остин Банн.

Интересно, почему, когда погружением в жизнь писателя, или целой писательской когорты, как здесь, занимается человек, далекий от этого занятия, собственно - писанины, всегда получается претенциозный фальшак. Достаточно вспомнить "Фактотум", где напрочь отсутствует еще один литературный гений - Чарльз Буковски. Может, потому, что писатели в своем узком кружке, на самом деле, совсем не любят обсуждать литературные заслуги предшественников или собственные экзерсисы, как кому-то кажется, а говорят все больше о простых вещах - о женщинах, выпивке, веселых мелочах - как все прочие... Но Крокидас упорно следует расхожему клише, рисуя для зрителя юные годы "битников", проведенные в Колумбийском университете, в общем - действует по схеме.

Разумеется, для того, чтобы смотреть этот фильм, надо быть хоть немного в теме. Хотя, с другой стороны, штампы не дают критикам увидеть недостатки картины. Они все твердят то, что когда-то слышали о так называемых "битниках" или, как их еще называют, "разбитом поколении", точнее - об их кумирах (Алене Гинзберге, Джеке Куруаке, Уильяме Берроузе) - "эти люди совершили революцию" и "они изменили мир". Ну прямо Стив Джобс от литературы. Собственно, фильм о Джобсе ("Джобс: империя соблазна") страдал той же претенциозностью, а созданный образ имел крайне мало общего с Джобсом-человеком. С первых же кадров картины "Убей своих любимых" видно, что режиссер очень старается передать атмосферу "бунта" ("дутого бунта", как потом назовут его проницательные критики) - Уильям Берроуз лежит в ванной с маской на лице, вдыхая окись азота, Ален Гинзберг принимает мескалин, или что-то очень близкое по эффекту, и сучит ногами по кровати, думая, что стучит по клавишам печатной машинки, герои даже вешаются "понарошку", играя в опасные игры... Вся "литературная богема" собирается на квартире у Дэвида Камеррера, провозглашающего идеи Йейтса о жизни-круге основой всего. Вообще, диалоги всей первой половины фильма - упоительная чепуха, составленная из представлений Джона Крокидаса о том, как следует общаться юным писателям. Наиболее нормальным в этой компашке унылых литераторов выглядит Джек Керуак, который высокопарных монологов не толкает, а просто крадет лодку, потому что к флоту у него особое, трепетное отношение...



На самом деле, всех этих людей сделали "битниками" насильно. "Разбитому поколению" непременно нужны были кумиры-бунтари, в которые они и записали совершенно разных по стилистике и манере самовыражения авторов. Бедой писателей стало то, что когда-то они были одной разновозрастной компанией, объединенной странной дружбой - отчасти замешанной на гомосексуализме, отчасти на Колумбийском университете. Во всяком случае, и убийца-Люсьен Карр, и Уильям Берроуз и жертва-Дэвид Камеррер и, разумеется, Ален Гинзберг, все они были скрытыми гомосексуалистами. Тогда быть открытым означало - подвергнуть себя бесконечным гонениям. Кстати, в картине хорошо показано, какие времена на дворе. Люсьену Карру помогает избежать сурового наказания так называемый "Закон чести" - если убийство происходит гетеросексуалом на почве домогательств со стороны гомосексуалиста, то он признается невиновным. Собственно, зрителю еще в аннотации обещана детективная интрига, но ее нет. Убийство показано с одной стороны как непреднамеренное, с другой - Люсьен Карр набивает карманы любовника камнями и тащит его топить в Гудзоне. Эти подробности отвращают от него всех друзей. Особенно, Берроуза, у которого с Камеррером были особенные, дружеские, отношения...

Сценарий во многом основан на ранней работе 22-летнего Керуака и 30-летнего Берроуза "И бегемоты сварились в своих бассейнах", где они описали всю эту историю. Произведение пролежало на полке 60 лет, по просьбе самого Люсьена Карра. Он не хотел, чтобы кто-нибудь знал о его гомосексуальности - после тюрьмы зажил исключительно "нормальной жизнью", в отличие от своих бывших друзей, перебивавшихся случайными заработками литературной поденщины, завел семью и детей, порвал с литературой, но занимался журналистикой (собственно, поэтому и не был провозглашен еще одним "битником-предтечей"). По той же причине он попросил Алена Гинзберга убрать с первой и последующих книг посвящение ему. А Гинзберг всерьез собирался это сделать.



Герои картины перестают быть марионетками неумелого режиссера, становятся нормальными и похожими на живых людей только после того, как происходит то самое убийство. Однако Джон Крокидас оттягивает его на самый конец картины, предпочитая "купаться в штампах" - что ж, возможно, он ясно уловил, что именно от него ждут те, для кого эти писатели являются культовыми персонажами. Полагаю, мой сокурсник в университете, который колол себе кетамин перед парами по "Зарубежной литературе" и писал работу по Керуаку, стал бы большим поклонником этого фильма. Неписатели вообще могут не заметить, что им подсунули фальшивку - воображение толпы давно дорисовало клишированные образы, отчасти почерпнутые из текстов, полных рефлексии - их Джон Крокидас старательно и воспроизводит. Не будем останавливаться на литературной части наследия всех вышеупомянутых, хотя заявление Керуака, что литература должна напоминать "поток сознания", а от запятых и точек вообще стоит отказаться - иначе как инфантильным протестом юного автора не назовешь. Да и его творчество - сомнительно с точки зрения качества самой литературы. Скорее, это антилитература... Но это слишком долгий разговор, чтобы вести его в рамках одной рецензии.

Отдельно хотелось бы остановиться на подборе актеров. Известно, что Джон Крокидас во что бы то ни стало хотел заполучить в свой фильм Дэниела Рэдклиффа - и дождался таки его после бесконечной "поттерианы". При этом Рэдклифф играет Алена Гинзберга из рук вон плохо - это тот же образ, что и в сериале "Записки юного врача" - едва постигающий профессию, но увлеченный юнец - ему требуется больше эмоционального накала, а накал у Рэдклиффа ну никак не идет. Бен Фостер и Джек Хьюстон (Берроуз и Керуак - соответственно) - вполне удачно вписались в картину. Фостер вообще один из лучших актеров поколения, на мой взгляд. Но вот что касается центрального персонажа - Люсьена Карра в исполнении Дэйна деХаана - то это настоящий провал. Я отметил его беспомощную игру еще в драме "Место под соснами", но там некоторая потерянность была обусловлена самим характером роли - он играет паренька, сына убитого отца-мотоциклиста, пытающегося разобраться в себе. Здесь же деХаану предстояло воплотить сложнейший образ - харизматичного и привлекательного юноши, сумевшего обольстить Дэвида Камерера и Алена Гинзберга - с задачей он не справился совершенно. Его герой выглядит все таким же растерянным юнцом с бессмысленным выражением лица юного наркомана.

В общем, подытоживая - наверное, не стоит браться за сложные темы, если ты к ним не готов. Иначе получается плохо. И даже очень плохо. Но за смелость режиссеру все же можно поставить четверку по десятибальной шкале. Хотя это и безусловный провал. В теме он не разобрался.

4 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1994232/

Tags: kill your darlings, Убей своих любимых, кино
Subscribe
promo rovego 04:00, вчера 250
Buy for 100 tokens
История этого дома, который они отстраивали в Сент-Луисе 32 года, и куда ворвалась толпа чернокожих протестующих, потрясающая. Но сначала о том, как сейчас выглядит американское кривосудие. Супругам-адвокатам Марку и Патрициии МакКлоски, которые стали героями белой республиканской Америки,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments