?

Log in

No account? Create an account

rovego

Записки жизнерадостного пессимиста

Люди без чувства юмора здесь не выживают


Previous Entry Share Flag Next Entry
rovego

Убей своих любимых (Kill Your Darlings) (2013)



Режиссеру-дебютанту досталась очень благодатная тема, и он с ней не справился, начисто провалив экзамен. Отдельной "двойки" Джон Крокидас заслуживает за сценарий - над ним он тоже потрудился сам, хотя и не один, а вместе с еще одним новичком по имени Остин Банн.

Интересно, почему, когда погружением в жизнь писателя, или целой писательской когорты, как здесь, занимается человек, далекий от этого занятия, собственно - писанины, всегда получается претенциозный фальшак. Достаточно вспомнить "Фактотум", где напрочь отсутствует еще один литературный гений - Чарльз Буковски. Может, потому, что писатели в своем узком кружке, на самом деле, совсем не любят обсуждать литературные заслуги предшественников или собственные экзерсисы, как кому-то кажется, а говорят все больше о простых вещах - о женщинах, выпивке, веселых мелочах - как все прочие... Но Крокидас упорно следует расхожему клише, рисуя для зрителя юные годы "битников", проведенные в Колумбийском университете, в общем - действует по схеме.

Разумеется, для того, чтобы смотреть этот фильм, надо быть хоть немного в теме. Хотя, с другой стороны, штампы не дают критикам увидеть недостатки картины. Они все твердят то, что когда-то слышали о так называемых "битниках" или, как их еще называют, "разбитом поколении", точнее - об их кумирах (Алене Гинзберге, Джеке Куруаке, Уильяме Берроузе) - "эти люди совершили революцию" и "они изменили мир". Ну прямо Стив Джобс от литературы. Собственно, фильм о Джобсе ("Джобс: империя соблазна") страдал той же претенциозностью, а созданный образ имел крайне мало общего с Джобсом-человеком. С первых же кадров картины "Убей своих любимых" видно, что режиссер очень старается передать атмосферу "бунта" ("дутого бунта", как потом назовут его проницательные критики) - Уильям Берроуз лежит в ванной с маской на лице, вдыхая окись азота, Ален Гинзберг принимает мескалин, или что-то очень близкое по эффекту, и сучит ногами по кровати, думая, что стучит по клавишам печатной машинки, герои даже вешаются "понарошку", играя в опасные игры... Вся "литературная богема" собирается на квартире у Дэвида Камеррера, провозглашающего идеи Йейтса о жизни-круге основой всего. Вообще, диалоги всей первой половины фильма - упоительная чепуха, составленная из представлений Джона Крокидаса о том, как следует общаться юным писателям. Наиболее нормальным в этой компашке унылых литераторов выглядит Джек Керуак, который высокопарных монологов не толкает, а просто крадет лодку, потому что к флоту у него особое, трепетное отношение...



На самом деле, всех этих людей сделали "битниками" насильно. "Разбитому поколению" непременно нужны были кумиры-бунтари, в которые они и записали совершенно разных по стилистике и манере самовыражения авторов. Бедой писателей стало то, что когда-то они были одной разновозрастной компанией, объединенной странной дружбой - отчасти замешанной на гомосексуализме, отчасти на Колумбийском университете. Во всяком случае, и убийца-Люсьен Карр, и Уильям Берроуз и жертва-Дэвид Камеррер и, разумеется, Ален Гинзберг, все они были скрытыми гомосексуалистами. Тогда быть открытым означало - подвергнуть себя бесконечным гонениям. Кстати, в картине хорошо показано, какие времена на дворе. Люсьену Карру помогает избежать сурового наказания так называемый "Закон чести" - если убийство происходит гетеросексуалом на почве домогательств со стороны гомосексуалиста, то он признается невиновным. Собственно, зрителю еще в аннотации обещана детективная интрига, но ее нет. Убийство показано с одной стороны как непреднамеренное, с другой - Люсьен Карр набивает карманы любовника камнями и тащит его топить в Гудзоне. Эти подробности отвращают от него всех друзей. Особенно, Берроуза, у которого с Камеррером были особенные, дружеские, отношения...

Сценарий во многом основан на ранней работе 22-летнего Керуака и 30-летнего Берроуза "И бегемоты сварились в своих бассейнах", где они описали всю эту историю. Произведение пролежало на полке 60 лет, по просьбе самого Люсьена Карра. Он не хотел, чтобы кто-нибудь знал о его гомосексуальности - после тюрьмы зажил исключительно "нормальной жизнью", в отличие от своих бывших друзей, перебивавшихся случайными заработками литературной поденщины, завел семью и детей, порвал с литературой, но занимался журналистикой (собственно, поэтому и не был провозглашен еще одним "битником-предтечей"). По той же причине он попросил Алена Гинзберга убрать с первой и последующих книг посвящение ему. А Гинзберг всерьез собирался это сделать.



Герои картины перестают быть марионетками неумелого режиссера, становятся нормальными и похожими на живых людей только после того, как происходит то самое убийство. Однако Джон Крокидас оттягивает его на самый конец картины, предпочитая "купаться в штампах" - что ж, возможно, он ясно уловил, что именно от него ждут те, для кого эти писатели являются культовыми персонажами. Полагаю, мой сокурсник в университете, который колол себе кетамин перед парами по "Зарубежной литературе" и писал работу по Керуаку, стал бы большим поклонником этого фильма. Неписатели вообще могут не заметить, что им подсунули фальшивку - воображение толпы давно дорисовало клишированные образы, отчасти почерпнутые из текстов, полных рефлексии - их Джон Крокидас старательно и воспроизводит. Не будем останавливаться на литературной части наследия всех вышеупомянутых, хотя заявление Керуака, что литература должна напоминать "поток сознания", а от запятых и точек вообще стоит отказаться - иначе как инфантильным протестом юного автора не назовешь. Да и его творчество - сомнительно с точки зрения качества самой литературы. Скорее, это антилитература... Но это слишком долгий разговор, чтобы вести его в рамках одной рецензии.

Отдельно хотелось бы остановиться на подборе актеров. Известно, что Джон Крокидас во что бы то ни стало хотел заполучить в свой фильм Дэниела Рэдклиффа - и дождался таки его после бесконечной "поттерианы". При этом Рэдклифф играет Алена Гинзберга из рук вон плохо - это тот же образ, что и в сериале "Записки юного врача" - едва постигающий профессию, но увлеченный юнец - ему требуется больше эмоционального накала, а накал у Рэдклиффа ну никак не идет. Бен Фостер и Джек Хьюстон (Берроуз и Керуак - соответственно) - вполне удачно вписались в картину. Фостер вообще один из лучших актеров поколения, на мой взгляд. Но вот что касается центрального персонажа - Люсьена Карра в исполнении Дэйна деХаана - то это настоящий провал. Я отметил его беспомощную игру еще в драме "Место под соснами", но там некоторая потерянность была обусловлена самим характером роли - он играет паренька, сына убитого отца-мотоциклиста, пытающегося разобраться в себе. Здесь же деХаану предстояло воплотить сложнейший образ - харизматичного и привлекательного юноши, сумевшего обольстить Дэвида Камерера и Алена Гинзберга - с задачей он не справился совершенно. Его герой выглядит все таким же растерянным юнцом с бессмысленным выражением лица юного наркомана.

В общем, подытоживая - наверное, не стоит браться за сложные темы, если ты к ним не готов. Иначе получается плохо. И даже очень плохо. Но за смелость режиссеру все же можно поставить четверку по десятибальной шкале. Хотя это и безусловный провал. В теме он не разобрался.

4 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/1994232/


promo rovego 21:00, yesterday 163
Buy for 100 tokens
И получил условный срок. Участница съемок картины "Россия молодая" архитектор Ирина Федорова рассказала, что на съемках Соколову доверили перегон исторического судна. Причем, он настоял на этом сам. «Он до такой степени безобразно вел судно, которое ему доверили, утопил лучший корабль…

  • 1
Фильм мною просмотрен уже раза 4ре, и подвинул к свершению творческих планов, так что, как бы мною предвзято не судилось, мне очень понравился фильм.)

Edited at 2014-06-25 05:49 pm (UTC)

  • 1