?

Log in

No account? Create an account

rovego

Записки жизнерадостного пессимиста

Люди без чувства юмора здесь не выживают


Previous Entry Share Flag Next Entry
rovego

Филомена (Philomena) (2013)



Перед нами картина, получившая массу наград. Сразу скажу - абсолютно заслуженно. Фильм великолепный. «Голубой лев» и приз за лучший сценарий на Венецинском фестивале, приз за лучшую женскую роль международного кинофестиваля в Абу-Даби, 4 номинации на премию британского независимого кино (лучший британский независимый фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший сценарий), премия "Спутник", номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль, 3 номинации на премию «Золотой глобус» (лучший драматический фильм, лучшая женская роль в драме, лучший сценарий), премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий и ещё 3 номинации (лучший фильм, лучший британский фильм, лучшая женская роль), ну и напоследок - 4 номинации на премию «Оскар»: лучший фильм, лучшая женская роль (Джуди Денч), лучший адаптированный сценарий (Стив Куган, Джефф Поуп), лучшая музыка (Александр Депла). Короче говоря, картина уже прославлена.

Сценарий, и правда, заслужил все эти регалии, он выше всяких похвал. Хотя это адаптация книги не менее талантливого автора Мартина Сиксмита, который взялся за сентиментальную историю единственный раз в жизни. А вообще, он - серьезный политический журналист. Успел поработать на BBC, трудился и в Москве и в Вашингтоне и даже был пресс-секретарем Тони Блэра, из чьей администрации был уволен со скандалом. Сам он утверждает, что его то ли оговорили, то ли превратно поняли. Скорее - второе. В фильме об этом тоже рассказывается. В самом начале картины потерявший работу герой Стива Кугана собирается написать книгу о "кровавой русской истории". Личный врач советует ему "лучше побольше бегать", да он и сам говорит: "кому интересна эта кровавая русская история". Тем не менее, забегая вперед, скажу, что Мартин Сиксмит написал даже "несколько книг по русской истории". Насколько они были востребованы в Британии - другой вопрос. С книгами я знаком - вообще-то, это скорее книги о современной российской политике. Но создателям фильма виднее, как они хотят видеть Сиксмита-персонаж. Все-таки он отличается от реального Мартина Сиксмита. Его сентиментальный бестселлер получил название «Потерянный ребенок Филомены Ли: Мать, ее сын и 50 лет поисков».



В картине Мартин Сиксмит довольно хваткий журналист, берущийся неожиданно для самого себя за историю некоей ирландской женщины Филомены (блистательная роль Джуди Денч - если бы не она, я вообще не знаю, кто бы мог ТАК сыграть эту роль). Филомене, насколько я понимаю, уже под 70. Когда она была юной девушкой, она родила ребенка вне брака. В Британии того времени это считалось серьезным грехом. Особенно, в строгих католических семьях. Ее отправляют на "перевоспитание" в женский монастырь, где с "падшими" женщинами обращаются довольно строго - нагружая их тяжелой работой, чаще всего стиркой (глядя на этот ручной труд, я в очередной раз подумал, какой удивительный гений изобрел стиральную машину) и позволяя общаться с детьми только два раза в неделю. При этом монахини вовсе не собираются оставлять детей в монастыре - а продают (как выяснилось позднее) за 1000 фунтов в состоятельные семьи Нового Света, то бишь в Америку. Усыновляют и ребенка Филомены. На страдания безутешной матери, понимающей, что теряет свое дитя, скорее всего навсегда, смотреть при этом совершенно невозможно. Она буквально криком кричит. Но монахини остаются к ее горю безучастны. Эти женщины могут выкупить себя из монастыря, но для этого им нужно 100 фунтов, которых у них нет, к тому же "куда я пошла бы", - говорит Филомена.



Здесь надо сказать, что книга и фильм - по сути разоблачение ханжеской морали католических монахинь. Они вовсе не добры (Филомена дает им сто очков вперед, демонстрируя удивительное терпение и всепрощение), а избрали для себя роль судей. Хотя судить, как они сами говорят, может только Господь. "Падших" женщин они наказывают - и отдают детей в назидание за их грехи. Сами же они так озлобились, очевидно, от зависти - ведь им приходится нести обет безбрачия. Они лгут Филомене в глаза и спустя многие годы - врут, что все документы утеряны в пожаре, и найти ребенка не представляется возможным. Хотя, как выясняется, сами уничтожают документы, как улики преступления. Однако талантливый журналист Мартин Сиксмит, заручившись финансовой поддержкой своего издателя, едет вместе с Филоменой в Соединенные Штаты, где надеется раскрыть тайну усыновления. Их путешествию, дальнейшему ходу расследования и возвращению назад, к корням, в Ирландию, и посвящена эта картина. Не буду раскрывать подробностей, но сюжет удивителен по своей проникновенности. А всего удивительнее Филомена - простая, но по-житейски очень мудрая и добрая женщина, способная прощать и понимать мир и людей лучше любых монахинь, она подкупает своей непосредственностью и любовью. Этот образ удался создателям как нельзя лучше. Впрочем, Мартин Сиксмит, со своим неприятием католицизма, хлестким остроумием, журналистской хваткой и осуждением ханжества - тоже просто прекрасен.

Добавить нечего, кроме спойлеров, а их не будет. Всячески рекомендую к просмотру. Отличное кино.

10 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/2003911/

Другие рецензии по тегу - кино.


Buy for 100 tokens
Расул Салихов — 29-летний имам, решил жениться на Камиле Асылгараевой — на тот момент ей было 13. Родители не были против. С разрешения отца и матери они совершили никах (мусульманское венчание). И тут пришли злые люди из российских законодательных органов. Да еще и жених оказался не имамом. В…

  • 1
Куган, кстати, не везде офигенный. В некоторых голливудских фильмах он так убого кривляется, что даже жалко его. Но тут - игра идеальна!

Вопросы штатовской режиссуры. Ну и... надо понимать, о чём именно речь, конечно. Но так-то он комик. И мимический актер. Это его прямая работа.

О да! Расскажи про фиговые британские сериалы Книге рекордов Гиннесса, которая Doctor Who к себе в очередной раз запихивает, тем, кто полную экранизацию "Пуаро" считает беспрецедентной, и всему миру, осаждающему аэропорты, когда в них прилетают парни из каста "Шерлока" ;)) На самом деле перечислять можно долго. То, как снимают они, не снимает никто. Привычка к штатовской chewing gum - всего лишь привычка к штатовкой chewing gum ;)) Сериал - это не только сюжет. В Штатах за редким исключением - только. Лёгенько и быстренько, чтобы никто не притомился.

Даже не хочу вступать в спор. Но мне штатовские адаптации английских сериалов, в большинстве своем, нравятся куда больше. ;) ок, считай, что у меня привычка к штатовкой chewing gum. При этом я смотрю фильмы со всего мира - и как-то ничего не напрягает. ;))

Раздражает меня, когда он начинает комиковать. Драматическая роль ему пошла. А комик из него - увы - никакой. :))

И кстати, кино-то вышеупомянутое отсмотрено? :)

Я не в дурном смысле про chewing gum. Они делают весьма неплохие процедуралы, некоторые из которых (так говорят вообще по-русски?) и я люблю нежно. Просто для них характерна определенная динамика и подход к повествованию - очень демократичные, космополитичные, лёгкие, превалирующей частью ориентированные на сюжет. После которых сложно перестроиться на продукт, сделанный по другим принципам.
А штатовские адаптации катят далеко не всегда. "Офисы" там всякие, "Каплинги", Life on Mars. Оригиналы жгут, а римейки - нифига. Ни то, ни другое, ни третье не люблю, если что, но отзывы публики, критика и рейтинги у них очень говорящие были. Ну, не в смысле "не люблю" - "терпеть не могу", а просто не являюсь поклонником.

Ну вот начинается опять - какой, никакой ;)) Личное мнение очень ;)) Я люблю его как комика, например.

Про вышеупомянутое кино - неа. Фрагментами ради понимания. Лежит, но собраться не могу, чтобы целиком. Настроение надо поймать. Вот материалов на тему - интервью, ругани, прессух и так далее - отсмотрено больше, чем сам фильм длится, раз в несколько ;)) Но я просто люблю это всё маньячно. Меня всегда больше интересует, как что сделано, чем художественный продукт как... Ну, как некий просто продукт непосредственно. А настроения могу ждать иногда довольно долго. Особенно если штука фестивальная и вокруг нее начинает восторженная толпа носиться. Это мешает чистому восприятию, и когда не успелось в период до - приходится пережидать. У меня сложные отношения с кинематографом ;))

Кстати, по поводу внезапно драматических комиков. Reign Over Me смотрел? По-русски как-то странно называется, не помню. Меня тогда помню, приятно удивил. Мрачноватая штука, но хорошая. Поломанное амплуа - тоже очень найс. И скор к нему классный.

Reign Over Me - Опустевший город - один из самых плохих фильмов с Адамом Сэндлером, я считаю. :))
Кстати, не люблю, чтобы мне критика портила художественное восприятие. Смотрю и всегда сам составляю мнение. А потом уже читаю, что там пишут. ;)

Единственный фильм с ним, который я люблю ;)))) К чуваку, кстати, отношусь отлично (да я вообще люблю евреев), но жанрово он совсем не мой.
"Опустевший город", боже ж. Как это запомнить... Чем не понравился?

Не критика! Если речь о "материалах на тему" - материалы со съемок, интервью авторов и каста по поводу съемочного процесса, о зарождении идеи и так далее. То, что было в голове у людей, которые решили это сделать, и что потом со всем этим происходило. С технической точки зрения в том числе. Исходные ингредиенты, скажем так. Часть смотрю до, часть смотрю после. В зависимости от целесообразности - что о чём. А вот попадание фильма в номинации - сама просто информация об этом - это уже как раз критика, которая и начинает мешать. Т.е. это сторонняя реакция, о которой я знать не хочу...
Меня всегда интересовал именно процесс. Художественная история - это выдумка. Мне, как человеку дискретному, рациональному, логику, это мало интересно. А продукт деятельности настоящих конкретных людей - да. Ну... Специфика восприятия.

Разные фишки бывают. Режиссер задумал одно, а вышло "нечто совершенно иное", скажем. Вот я всех, например, спрашиваю, чем закончился "1900" (про пианиста в океане с Ротом, тоже не знаю названия). И хоть бы один сказал ;)) Снимали одно - зритель видит другое. Адская промашка! При том, что фильм я люблю, а по пьесе поставлен по дурацкой... А этот был, кста, в просмотре когда-нибудь?

А у меня куча просто любимейших фильмов с Сэндлером - "50 первых поцелуев", "Притворись моей женой", "Чак и Ларри", "Управление гневом", "Миллионер поневоле". Сэндлер - гений! Хотя в последнее время сдает, конечно. :((

Да не, он-то клёвый, это без вопросов. Но вот фильмы эти все - совершенно не моя тема. Ха-ха-жанр я как-то не особо... Ну, кроме пайтонов и их вбоквелов, но это опять-таки "нечто совершенно иное".

  • 1