Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Categories:

Филомена (Philomena) (2013)



Перед нами картина, получившая массу наград. Сразу скажу - абсолютно заслуженно. Фильм великолепный. «Голубой лев» и приз за лучший сценарий на Венецинском фестивале, приз за лучшую женскую роль международного кинофестиваля в Абу-Даби, 4 номинации на премию британского независимого кино (лучший британский независимый фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший сценарий), премия "Спутник", номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль, 3 номинации на премию «Золотой глобус» (лучший драматический фильм, лучшая женская роль в драме, лучший сценарий), премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий и ещё 3 номинации (лучший фильм, лучший британский фильм, лучшая женская роль), ну и напоследок - 4 номинации на премию «Оскар»: лучший фильм, лучшая женская роль (Джуди Денч), лучший адаптированный сценарий (Стив Куган, Джефф Поуп), лучшая музыка (Александр Депла). Короче говоря, картина уже прославлена.

Сценарий, и правда, заслужил все эти регалии, он выше всяких похвал. Хотя это адаптация книги не менее талантливого автора Мартина Сиксмита, который взялся за сентиментальную историю единственный раз в жизни. А вообще, он - серьезный политический журналист. Успел поработать на BBC, трудился и в Москве и в Вашингтоне и даже был пресс-секретарем Тони Блэра, из чьей администрации был уволен со скандалом. Сам он утверждает, что его то ли оговорили, то ли превратно поняли. Скорее - второе. В фильме об этом тоже рассказывается. В самом начале картины потерявший работу герой Стива Кугана собирается написать книгу о "кровавой русской истории". Личный врач советует ему "лучше побольше бегать", да он и сам говорит: "кому интересна эта кровавая русская история". Тем не менее, забегая вперед, скажу, что Мартин Сиксмит написал даже "несколько книг по русской истории". Насколько они были востребованы в Британии - другой вопрос. С книгами я знаком - вообще-то, это скорее книги о современной российской политике. Но создателям фильма виднее, как они хотят видеть Сиксмита-персонаж. Все-таки он отличается от реального Мартина Сиксмита. Его сентиментальный бестселлер получил название «Потерянный ребенок Филомены Ли: Мать, ее сын и 50 лет поисков».



В картине Мартин Сиксмит довольно хваткий журналист, берущийся неожиданно для самого себя за историю некоей ирландской женщины Филомены (блистательная роль Джуди Денч - если бы не она, я вообще не знаю, кто бы мог ТАК сыграть эту роль). Филомене, насколько я понимаю, уже под 70. Когда она была юной девушкой, она родила ребенка вне брака. В Британии того времени это считалось серьезным грехом. Особенно, в строгих католических семьях. Ее отправляют на "перевоспитание" в женский монастырь, где с "падшими" женщинами обращаются довольно строго - нагружая их тяжелой работой, чаще всего стиркой (глядя на этот ручной труд, я в очередной раз подумал, какой удивительный гений изобрел стиральную машину) и позволяя общаться с детьми только два раза в неделю. При этом монахини вовсе не собираются оставлять детей в монастыре - а продают (как выяснилось позднее) за 1000 фунтов в состоятельные семьи Нового Света, то бишь в Америку. Усыновляют и ребенка Филомены. На страдания безутешной матери, понимающей, что теряет свое дитя, скорее всего навсегда, смотреть при этом совершенно невозможно. Она буквально криком кричит. Но монахини остаются к ее горю безучастны. Эти женщины могут выкупить себя из монастыря, но для этого им нужно 100 фунтов, которых у них нет, к тому же "куда я пошла бы", - говорит Филомена.



Здесь надо сказать, что книга и фильм - по сути разоблачение ханжеской морали католических монахинь. Они вовсе не добры (Филомена дает им сто очков вперед, демонстрируя удивительное терпение и всепрощение), а избрали для себя роль судей. Хотя судить, как они сами говорят, может только Господь. "Падших" женщин они наказывают - и отдают детей в назидание за их грехи. Сами же они так озлобились, очевидно, от зависти - ведь им приходится нести обет безбрачия. Они лгут Филомене в глаза и спустя многие годы - врут, что все документы утеряны в пожаре, и найти ребенка не представляется возможным. Хотя, как выясняется, сами уничтожают документы, как улики преступления. Однако талантливый журналист Мартин Сиксмит, заручившись финансовой поддержкой своего издателя, едет вместе с Филоменой в Соединенные Штаты, где надеется раскрыть тайну усыновления. Их путешествию, дальнейшему ходу расследования и возвращению назад, к корням, в Ирландию, и посвящена эта картина. Не буду раскрывать подробностей, но сюжет удивителен по своей проникновенности. А всего удивительнее Филомена - простая, но по-житейски очень мудрая и добрая женщина, способная прощать и понимать мир и людей лучше любых монахинь, она подкупает своей непосредственностью и любовью. Этот образ удался создателям как нельзя лучше. Впрочем, Мартин Сиксмит, со своим неприятием католицизма, хлестким остроумием, журналистской хваткой и осуждением ханжества - тоже просто прекрасен.

Добавить нечего, кроме спойлеров, а их не будет. Всячески рекомендую к просмотру. Отличное кино.

10 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/2003911/

Другие рецензии по тегу - кино.

Tags: philomena, Филомена, кино
Subscribe
Buy for 100 tokens
Оказывается, во Франции больной вирусом иммунодефицита художник Павленский заимел подругу, которую зовет "гражданской женой". Прежнюю давно отправил в утиль. А новая - молодая, но очень психованная. Местная полиция окрестила ее "сумасшедшей бабой" (пишет Le Parisien) после того, как она дала…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments