?

Log in

No account? Create an account

rovego

Записки жизнерадостного пессимиста

Люди без чувства юмора здесь не выживают


Previous Entry Share Flag Next Entry
rovego

Выживут только любовники (Only Lovers Left Alive) (2013)



Признанный гений независимого кино Америки собирал деньги под свой очередной проект целых 7 лет. Честно говоря, не удивлен. Потому что многократный призер Каннского фестиваля делает кино, которое не окупается, зато неизменно собирает уйму призов. А что касается его предпоследней ленты "Предел контроля" (2008), то лично я ее не понял, как и большинство критиков - это бесконечно растянутая во времени история киллера, который едет и едет и едет по чужой стране - и никак не доедет до цели своего назначения. Фильм был настолько скучным, что его даже отвергло большинство фестивалей, куда, казалось бы, Джармуш вхож на правах своего. Разумеется, после такого провала он должен был пересмотреть свои взгляды на искусство. Он и пересмотрел.



"Выживут только любовники", несомненно, фильм Джармуша, но при этом здесь есть явная попытка проникнуть в поп-культуру - для этого на главные роли режиссер взял сверхраскрученных актеров: Том Хиддлстон (его Локи сделал из него звезду), Тильда Суинтон, Миа Васиковска, Джон Хёрт. Второстепенные роли тоже играют весьма востребованные актеры, у которых в списке - главные роли в некоторых проектах: Антон Ельчин, Джеффри Райт. Кроме того, популяризации картины должна была послужить выбранная мастером тема - вампиры. По счастью, поскольку фильм снимал очень взрослый режиссер, никакой подростковой "сумеречности" здесь не наблюдается и в помине. Никакого инфантилизма. Это очень взрослая история, в которой вампиров вполне можно было бы заменить реальными людьми - и при этом ничего бы не изменилось. Но Джармушу понадобилось признание почтенной публики - и он его добивается самыми простыми приемами.



Картина при этом снова прохладно встречена критикой. Но кому до этого есть дело? Ее по крайней мере взяли на Каннский фестиваль. Где она получила номинацию на "Золотую пальмовую ветвь". Еще одну номинацию картина получила на Нью-Йоркском фестивале. При этом фильм очень атмосферный и стильный. Видно, с каким трепетом создавался интерьер квартиры главного героя Адама, как важно для режиссера было, чтобы действие разворачивалось именно в заброшенном Детройте с его пустыми домами и словно населенном духами ночном марокканском Танжере.

Это фильм о том, как утомительна и длинна бесконечная жизнь - тема избитая, если примерять ее на вампирские книги и фильмы, но Джармуш, как я уже говорил, рассказывает, прежде всего, историю о людях. Ева (Суиндон) приезжает к своему любовнику Адаму в Детройт. Где они проводят некоторое время, играя в шахматы и беседуя о прошлом. При этом они вспоминают лорда Байрона (который был напыщенным павлином), Теслу (чьи изобретения забыты человечеством), Эйнштейна и прочих смертных, которых они когда-то знали. Позабавило, что Адам, - помимо того, что талантливый музыкант, - еще и гениальный электрик - в своем доме он собрал генератор, берущий ток из атмосферы Земли, который питает энергией его обиталище, а мог бы обеспечить электричеством и все Соединенные Штаты. Кровь вампиры раздобывают законными методами - за деньги, в больнице. Позже к этой неспешной парочке в темных очках присоединяется не в меру веселая сестра Евы - Ава (Васиковска), что-то давным-давно натворившая в Париже. Ава любит вампирскую жизнь во всех ее проявлениях. И глядя на нее, подмечаешь, как же невыносимы могут быть жизнерадостные люди. И как приятно пребывать в настроении вечного пессимизма и темных тонов. А этих - веселых и молодых - пожалуйста, уберите куда польше. Адам даже раздобыл себе деревянную пулю, и подумывает о том, чтобы застрелиться. В этом фильме вампиры смертны, как и люди: они могут пойти на суицид, устав от жизни, отравиться плохой кровью или просто умереть от голода.



Если вы поймали нужную волну, то получите от фильма истинное наслаждение. От его неспешного размеренного течения, от эстетски скроенной Джармушем вампирской реальности, фильм напоминает картину в кроваво-черных тонах, от которой невозможно оторвать взгляд. Кровь, застывшая в уголках губ, бледные худые тела, немного ритмичной медленной музыки ретро, старые вещи, не разлагающиеся, а продолжающие жить после смерти их бывших владельцев, красота бессмысленности бытия, и бесконечный упаднический декаданс.

7 из 10

Зеркало на "Кинопоиске": http://www.kinopoisk.ru/user/2715571/comment/2005953/

Другие Имхо-рецензии от Андрея "Rovego" Егорова.


Buy for 100 tokens
Расул Салихов — 29-летний имам, решил жениться на Камиле Асылгараевой — на тот момент ей было 13. Родители не были против. С разрешения отца и матери они совершили никах (мусульманское венчание). И тут пришли злые люди из российских законодательных органов. Да еще и жених оказался не имамом. В…

  • 1
По-моему, в России только в апреле премьера будет.

  • 1