Андрей Егоров (rovego) wrote,
Андрей Егоров
rovego

Category:

Промышленность в городе. Кто может остаться?

Сегодня часто можно услышать призывы убрать все промышленные предприятия за пределы крупных городов. И в этом есть рациональное зерно: заводы воздействуют на экологию, занимают значительные территории и просто могут нарушать эстетический облик мегаполиса. Но это только одна сторона медали.

Мировая практика показывает, что промышленность может успешно функционировать в городах, соблюдая экологические нормы. Примерами могут служить Швехатский НПЗ (Вена, Австрия), немецкие заводы в Карлсруэ (Shell), Шпергау и Шведте (Total), и многие другие.

Предприятия часто являются градообразующими, обеспечивая рабочие места, необходимую продукцию и налоговые поступления в бюджет. В конце концов, многие заводы представляют собой сложнейшие инфраструктурные сооружения, перенос которых сродни переносу самого города или отдельных его частей.



Если посмотреть правде в глаза, то убрать все предприятия из крупных городов – голый популизм. Он часто опирается на мифы и заблуждения относительно промышленности, но в основе его лежит вполне объяснимое стремление каждого из нас к комфортной жизни. Я выделил для себя два простых критерия, которые определяют мое отношение к промышленности в черте города. Первый – высокая значимость выпускаемой продукции для города (если предприятие располагается в мегаполисе, в нем должна быть действительно острая потребность). Второй – использование современных технологий и соблюдение экологических норм (если предприятие хочет работать в мегаполисе, оно должно быть безопасным и соблюдать экологические требования).

Возьмем одно из самых известных промышленных предприятий Москвы – НПЗ в Капотне. Не многие знают, что каждый третий автомобиль в Москве и Подмосковье заправляется продукцией именно этого завода. Причем выпускает Московский НПЗ только бензин высокого экологического стандарта ЕВРО-5, и уже давно – с середины 2013 года. А каждый из четырех крупнейших авиаузлов Москвы (Шереметьево 1-2, Домодедово, Внуково) снабжается авиационным топливом с Московского НПЗ.

«Газпром нефть», владелец МНПЗ, с 2011 года ведет на заводе большую модернизацию. Ключевым элементом ее второго этапа станет строительство комбинированной установки по переработке нефти «Евро+». Из интервью Генерального директора МНПЗ Аркадия Егизарьяна:
«Это технически очень сложный объект, таких установок в мире всего несколько штук, но мы решились на реализацию этого проекта, так как это единственный процесс глубокой переработки, который применим в Москве, исходя из существующих экологических требований».



В результате на заводе будут выводить из процесса производства и демонтировать старые установки. Новая же позволит сократить межремонтный пробег («Евро+» будет требовать сервисное обслуживание раз в четыре года, нынешние установки ремонтируют раз в два года), чем обеспечивается стабильность топливного рынка Москвы. Повышается безопасность и экологичность производственного процесса (на 11,1% сокращаются выбросы в атмосферу с каждой тонны переработанной нефти). Понятно, что новое современное оборудование намного безопаснее старого, построенного в прошлом веке, да и уровень автоматизации процессов растет, снижается влияние «человеческого фактора», автоматика надежнее по определению.

В проекте занято большое количество отечественных производителей. Генподрядчиком по строительству комплексной установки станет НИПИГАЗ. «Волграднефтемаш» создал современные теплообменные аппараты, «АЭМ-Технологи» («Росатом») скоро завершит изготовление крупногабаритного колонного оборудования. А на днях в Москву пошла партия крупногабаритного оборудования производства Ижорских заводов, которая войдет в состав блока гидроочистки дизельного топлива «Евро+».



Реальные результаты программы модернизации Московского НПЗ недавно оценил Руководитель департамента природопользования и охраны окружающий среды Антон Кульбачевский в интервью «Вечерней Москве»: «По данным экологического мониторинга, с начала прошлого года отмечена устойчивая тенденция к снижению средних концентраций сероводорода при ветре со стороны Московского НПЗ. Средние концентрации снижены по прилегающим к заводу районам в 1,3-2,5 раза. Крупные проекты модернизации Московского НПЗ в 2011-2015 годах уже позволили предприятию на 36 процентов снизить воздействие на атмосферу. Владелец завода — «Газпром нефть» — инвестировал в реконструкцию и улучшение технических и экологических показателей предприятия около 75 млрд рублей».



Многие другие специалисты подтверждают, что дела с реконструкцией МНПЗ идут неплохо и завод становится заметно чище.


Задаваясь вопросом, может ли промышленное предприятие работать в черте мегаполиса, не стоит сразу поддаваться популистким призывам. Каждый случай следует рассматривать индивидуально, погружаясь хотя бы немного в детали. Моим критериям Московский НПЗ соответствует, проводя планомерную политику обновления оборудования и сокращение воздействия на окружающую среду. Вы можете предъявлять свои собственные требования. Главное, рассмотреть вопрос с нескольких сторон, прежде чем делать какие-то выводы.

&***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ***&




Tags: промышленность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Лично я бы еще дальше пошел. "Рейтинг социального доверия" выдал каждому россиянину. Стоит у тебя "5", тебя на работу берут в любые структуры без проверок на полиграфе (а я их проходил уже раз пять), девушки на свидания валят толпами - сами тебя находят и хотят, люди относятся с доверием и любовью.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →